В Одессе представят одну из самых популярных пьес Франции — дебют драматурга Ионеско (ФОТО)

«Театр XXI» представляет премьеру спектакля «Лысая певица» по пьесе франко-румынского драматурга Эжена (Еуджена) Ионеско в зале Еврейского культурного центра Beit Grand (улица Нежинская, 77/99). На допремьерном представлении побывал культурный обозреватель «Южного Курьера» Лев Райзман.


Багаж постановок студии «Театр XXI» и режиссера Алексея Базеля пополняется в этом месяце двумя спектаклями: 12 декабря в 19:00 состоится премьера «Свободной пары» по пьесе итальянца Дарио Фо, а в скором времени ожидается показ драматургического дебюта Ионеско «Лысой певицы». Прошлые постановки театральной группы включают в себя успешно прошедшие в прошлых сезонах «Норд-Ост», «В ожидании Годо», «Большая жизнь, маленькие истории». Да и недавнюю постановку «Я… тебя любимый» по тому же Дарио Фо.
 
Вчера вечером на суд любопытных зрителей в концертном зале Beit Grand режиссер Алексей Базель представил собственную версию культовой и «программной» работы классика современного театра Эжена (Еуджена) Ионеско.
 
Ионеско приступил к написанию своей первой работы находясь под впечатлением от англо-французского разговорника и бессмысленных фраз в каждой подобной книге. Пьеса, или если быть точным, антипьеса завершена в 1948, а поставлена была уже в 1950 Николя Батаем в парижском «Театре полуночников». Пьеса не имела успеха — до тех пор, пока знаменитые писатели и критики, в числе которых Жан Ануй и Раймон Кено, не поддержали ее. С 1957 года постоянно шла в Театре на улице Юшет. Пьеса стала одной из самых часто играемых во Франции.
 
В рамках эстетики абсурдизма сама лысая певица не появляется на сцене. Мало того, она не упоминалась в первоначальной рукописи под названием «Английский без труда». По легенде на репетиции роли Капитана актер оговорился и вместо «слишком светлая певица» произнес «слишком лысая певица», чем заставил присутствовавшего лично Ионеско изменить имя пьесы.
 
Пьеса начинается в квартире мистера и миссис Смит с перечисления их меню. Присутствующий на сцене ансамбль артистов вступает постепенно: сперва домработница Мэри со своей услужливостью, затем «в гости приходят» супруги Мартин. Актеры вживаются в своих персонажей и неотразимо плывут весь хронометраж. Столь вовлечено, что внезапное веерное отключение подачи электроэнергии в Культурном центре и самом зале оставляет их невозмутимыми несколько мгновений до включения запасных генераторных моторов.
 
В пьесе есть единство места и времени, как в классической грибоедовской «Горе от ума», вновь актуальной на пост-советском пространстве в свете последних попыток оживить призрак коммунизма. Взрывы смеха и аплодисментов, как и покидающие полный зал интеллектуалов ханжи — высшая оценка этому представлению. Самое заметное появление на сцене — персонаж Мэри произносит шутку о Холмсе. «Гвоздь программы» это декларация служанкой Мэри стихотворения-посвящения Капитану пожарной части дуэтом с этим с самым персонажем, исполняющем в одесском варианте песенный трэш «Демобилиза-ци-я».
 
В остальном эта ошеломляющая феерия близка к литературному источнику и конец этого абсурда зеркалит сам свое начало. Антипьеса-уроборос кусает себя за хвост.
 
Лев Райзман

 

Материалы по теме