Какими были одесские тротуары сто лет назад (ФОТО)

Нерадивость одесских коммунальщиков наглядно показывает, какими были тротуары на улицах города столетие назад.


Первоначально, вплоть до второй половины XIX века, одесские улицы и тротуары мостили не привычным гранитным булыжником лучшего или худшего (в зависимости от важности улицы и интенсивности движения), а обычным камнем-известняком. Применялись самые разные методы мощения, породы известняка - но все они были совершенно непригодны для проезжей части. Окованные железом ободы колес телег и карет буквально за несколько лет превращали мостовую в месиво.

Пешеходам же предлагалось либо идти по мостовой, либо пробираться сквозь пыль или грязь по обочинам. Лишь в 1823 году сделали первые попытки замостить тротуары щебнем - все тем же измельченным известняком. Также предпринимались попытки устроить деревянные мостовые из торцов - но они приходили в негодность так же быстро, как и известняковые.

Во второй половине XIX века был найден относительный компромисс. Проезжую часть мостили гранитом. А тротуары - битым известняком, но при этом устраивали пешеходные дорожки из лавовой плитки, которую привозили из Италии. Да-да, кое-где сохранившиеся квадратные плиты из лавы - это тот самый камень, который привозили торговые суда, идущие в Одессу за зерном в период расцвета хлебной торговли.

Лишь при советской власти, особенно в послевоенные годы, такие плиточно-известняковые тротуары начали асфальтировать либо покрывать бетонной плиткой. При этом асфальт зачастую клали прямо поверх старой известняковой мостовой.

Сейчас, когда городские власти совершенно не обеспокоены качеством тротуаров на периферийных улицах центра города, можно увидеть совершенно удивительные картины. В некоторых местах, в частности, на улицах Конной (напротив Нового рынка) и Базарной старый асфальт попросту исчез из-за отсутствия ремонта. А под ним обнажилась почти нетронутая мостовая из известняка.

 

Материалы по теме