В Одессе отметили юбилей конки - покатушками на ретротрамвае (ФОТО)

Понедельник , 20 июля 2015, 19:45
Сегодня одесские трамвайщики и любители истории родного города отметили 135-летний юбилей конки, на котором побывал и корреспондент Южного Курьера.
В Одессе отметили юбилей конки - покатушками на ретротрамвае (ФОТО)

Первую линию конки в Одессе запустили 20 июля 1880 года - построенную на средства частных инвесторов. Инвестором стало анонимное акционерное общество - "Бельгийское общество Одесских конно-железных дорог", президент которого Эмиль Камбье создал для Одессы не только общественный транспорт, но и открыл как курорт маленькую бухточку между Малым и Средним Фонтаном, романтически назвав ее Аркадией. И, естественно, провел туда одну из первых линий конки. А первая шла от Ришельевской по Почтовой (Жуковского), Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу Ланжерон.

В конце XIX века конка насчитывала уже 19 маршрутов в центре города и на его окраинах, а также имела две линии паровика - на Большой Фонтан и на Хаджибейский лиман. Но в это время в других крупных городах Европы, Америки и Российской империи уже вовсю развивался новый вид рельсового городского транспорта - электрический трамвай, способный перевозить пассажиров быстрее, комфортнее и, что главное, в гораздо большем количестве.

В Одессе же конка окончательно уступила место трамваю лишь после 1911 года, а затем ненадолго даже возвращалась - в годы Гражданской войны. Столь поздний отказ от конки произошел как по милости тогдашних городских властей, так и частных инвесторов конки, не желавших вкладывать достаточно большие средства в создание сети трамвая и в то же время, желавших выжать максимум из конки. Точно так же, кстати, обстояло дело и в столице России - Санкт-Петербурге. Затем, кстати, сеть трамвая строилась на базе рельсовых путей конки, которые попросту электрифицировали.

Депо и конюшни конки сначала были на Куликовом поле, а с 1898 года - на Старосенной площади. Затем "новое" депо конки перепрофилировали в трамвайное, которым оно является и по сей день, несмотря на попытки отдельных бизнесменов оттяпать от него то один, то другой бокс для вагонов и превратить его в гостиницу.

Нынешнее празднование включало в себя короткую экскурсию в музей электротранспорта, расположенный во дворике сразу за административным зданием КП "Одесгорэлектротранс", осмотр самого трамвайного депо и покатушки на ретро-трамвае в парк Шевченко и обратно. По словам заведующего музеем электротранспорта и, заодно, экскурсовода Александра Сандлера, к парку Шевченко ехали не просто так, а потому что, именно здесь была и первая линия конки, и первая линия трамвая, а в районе парка и улицы Белинского раньше было весьма оживленное движение вагонов - и конных, и электрических.

Ретро-фото конки: www.transphoto.ru и www.odessastory.info