Одесский мост Коцебу хотят отстроить заново (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Реконструкция старинного стального моста Коцебу по улице Бунина, закрытого еще с 10 марта, пока не начиналась. По проекту же, старая металлическая арка моста, ровесница Эйфелевой башни, останется лишь в качестве декоративного элемента.


Металлический арочный мост построили к 100-летию Одессы - в 1890-1892 гг. по проекту архитектора С.А. Ландесмана - автора проектов многих известных домов нашего города - таких как Украинский театр, дом с Атлантами и других. Руководил строительством инженер Е.Г. Гаррис.


Металлические конструкции моста заказали во Франции, у одной из фирм, изготовлявших элементы знаменитой Эйфелевой башни. Это потом она стала знаменитой, а тогда, в конце XIX парижане относились к 300-метровой громадине примерно так же, как одесситы относятся к высотным стройкам на пляжах. В Одессе построили лишь каменные основания, а металлическую часть пролета моста всего лишь собрали.

Мост стал важным связующим звеном по улице Полицейской, связав два берега Карантинной балки. По мосту проложили линию конки, живописно запечатленную на старых открытках. Потом конку сняли - так как по соседним Жуковского и Греческой пустили трамвай. В дореволюционных источниках мост именуется двояко - Полицейским, по наименованию улицы, и мостом Коцебу - в честь Павла Евгеньевича Коцебу, последнего Новороссийского генерал-губератора, а заодно - еще и противника строительства моста именно на этом месте.

В советское время на проезжей части моста асфальт сменил булыжную мостовую. На этом все изменения с мостом и завершились. Даже старинные гербы Одессы с двуглавыми орлами остались. Под мостом на Деволановском спуске построили гаражи. А парадные лестницы, ведущие вниз от моста, теперь приводят любопытного путешественника в Канаву - превратившийся в позорную для европейского города клоаку Деволановский спуск.


Мост признали аварийным в 2007-2008 гг. И с тех пор городские власти не сделали ничего для его ремонта, кроме предложения ограничить движение пешеходов. И лишь когда в начале 2015 года на тротуарах образовались огромные дыры, в которые можно запросто провалиться, мэрия одумалась и закрыла мост на ремонт.

Однако, ремонт моста так и не начался. Оказалось, что отремонтировать клепаную ажурную металлическую ферму, которой уже более 120 лет, в Одессе некому. Да и мешают различные коммуникации, проложенные по мосту - трубы и кабели. Впрочем, проект реконструкции моста уже есть и, по неофициальной информации, он обойдется в знаковую для Одессы в последние месяцы сумму в 21 миллион гривен. По проекту, разработанному еще в 2011 году, мост фактически построят заново - на бетонных опорах и с железобетонным несущим пролетом. А историческая стальная арка и литая чугунная решетка с гербами города останется - но уже как сугубо декоративный элемент.

Старые фото: www.odessastory.info, современные фото - Александр Вельможко

Материалы по теме

8 декабря в одном из отелей начал работу международный форум "Odessa.Info.Biz-2016", призванный помочь бизнесу узнать о современных тенденциях в сфере высоких технологий, сохранения культурного и исторического наследия и "зеленой" агротехники, а также познакомиться с европейскими финансовыми донор