Генплан Одессы в марте принят не будет

Судя по повестке дня сегодняшнего заседания исполкома Одесского горсовета, в марте нынешнего года Генплан города принят не будет.


В повестке дня сегодняшнего заседания исполкома пункт о Генеральном плане отсутствует. Формально, процедура принятия Генплана такая: после всех необходимых согласований его проект выносится решением исполкома на сессию городского совета. Поэтому, если не будет специально посвященного Генплану заседания исполкома, то на мартовской сессии горсовета Генплан ни обсуждаться, ни приниматься не будет.

Проект решения исполкома опубликован 23 февраля на официальном сайте мэрии.

Вынесенный на исполком проект Генплана доработан с учетом всех замечаний Согласительной комисии, работавшей в 2013 году.

Однако, выывает сомнение один момент. В 2013 году Генплан состоял из 20 схем, 7 томов пояснительной записки и 7 частей с дополнениями. Сейчас же исполкому предлагается принять решение на основе одной общей схемы и короткой пояснительной записки всего в 40 страниц.

В проекте Одесса рассматривается как центр планировочного образования "Большая Одесса" между Сухим и Григорьевским лиманами, что совпадает с предложенной еще в 2012 г. редактором Южного Курьера концепцией расширения Одессы до города-региона с включением в его состав городов-спутников Ильичевск, Южный, приморских поселков и ряда пригороных населенных пунктов. При этом застройка непосредственно Одессы предлагается в текущих административных границах с площадью города чуть более 16 тысяч гектар.

В целом, Генплан предусматривает полную замену ветхого жилого фонда, реконструкцию первых серий "хрущевок", вынесение за черту города предприятий нефтегазового комплекса и создание искусственного острова в Одесском заливе, перенос железнодорожного вокзала и ликвидацию станции "Одесса-Сортировочная".

Сохраняются все зеленые зоны и парки города. Вся приморская зеленая зона от 16-й станции Большого Фонтана до Ланжерона обозначена как парк Юбилейный. Озелененные приморские склоны названы осью экологического каркаса города.

Исключена застройка высотными зданиями районов частного сектора. Все кварталы частного сектора, в предыдущих версиях проекта Генплана предназначенные под многоэтажную застройку и реконструкцию, сохраняются в нынешнем виде.

Застройка центра города, части Молдаванки предусматривается только в соответствии с принятым в 2008 г. историко-архитектурным планом и на основе заложенных в нем ограничений по высоте и другим параметрам зданий.

Предлагается создание новых жилых кварталов на территории Школьного аэродрома. Жеваховой горы, по Люстдорфской дороге, в Селекционном институте, точечная застройка свободных пространств в спальных районах.

Транспортный комплекс Генплана предусматривает создание двух линий метро или легкого метро: 1-я от поселка Котовского до железнодорожного вокзала (18 км) с продлением до Юго-Западного массива (всего около 26 км) и 2-я от Фонтанской дороги через центр к новому железнодорожному вокзалу (чуть более 10 км). Развитие линий обычного трамвая в Генплане не предусмотрено вообще, при этом возможно закрытие существующих линий после постройки "внеуличного транспорта". Кроме того, пояснительная записка Генплана не учитывает появления новых технологий и по-прежнему описывает трамвай как шумный, разрушающий дома вибрациями и провоцирующий "дополнительные выбросы выхлопов автомобилей" вид транспорта. Также предусмотрено развитие троллейбуса, в частности - строительство троллейбусного депо на полях орошения - также без учета современных технологий, позволяющих троллейбусам ехать на аккумуляторах до 50 км и электробусов с запасом хода до 200 километров и подзарядкой от контактной сети. Автомагистрали планируются на основе осевой трассы "Север-Юг".

История создания нынешнего проекта Генплана тянется с 2006 года, когда он был заказан киевскому институту "Гипроград" администрацией городского головы Эдуарда Гурвица. В феврале 2008 года проект вынесли на общественные слушания, сразу же вызвавшие бурю возмущений и акций протеста, в основном - против предполагаемого сноса частного сектора и застройки приморских склонов. Проект отправли на доработку, и в 2009 году горсовет не смог его принять. После очередной доработки проект Генлана в 2011 году был вынесен на сессию горсовета, но не прошел. Весной 2013 года депутаты горсовета после бурных прений не приняли проект, провалившийся также и на общественных слушаниях.

По итогам общественных слушаний 2013 года работала вышеупомянутая согласительная комиссия, совместно решившая наиболее проблемные вопросы проекта Генплана.

Отметим, что Министерство культуры в декабре прошлого года требовало поскорее принять Генплан. В этом с министерством солидарен и городской голова, но по другим соображениям - чтобы "не допустить финальной распродажи города". Правда, Геннадий Труханов не может определиться со сроками принятия Генплана: перед выборами в мае 2014 года он обещал, что Генплан примут до конца 2014 г., а недавно отложил этот вопрос до весны. При этом имеется определенный круг тех, кому отсутствие Генплана выгодно - речь идет о застройщиках, прежде всего, недобросовестных.

Материалы по теме