Труханов идет по стопам Гурвица: стройки без проекта и нападения на протестующих

Строительству без проектов и силовому воздействию на оппозицию нынешний городской голова научился у Гурвица и переплюнул его. Что стоит за проектом "благоустройства" Трассы Здоровья и ради чего строится парковка на Ланжероне?


Вопрос благоустройства Трассы Здоровья и строительства парковки на Ланжероне вызвал возмущение одесситов не потому, что они против благоустройства, не потому, что они не хотят изменений к лучшему и не потому, что они вредители. А возмущаются одесситы, как мне кажется, в первую очередь из-за того, что им нагло врут, то есть пытаются держать за лохов. А одесситы не лохи и палец в рот им не клади - откусят аж до локтя.

Так вот. Когда в начале октября все узнали, что на Ланжероне планируется строительство транспортной развязки со стоянками на 400 машин, очень и очень многие поняли, что дело тут нечисто. Особенно после того, как еще с августа зеленая зона между дельфинарием и спуском от арки Ланжерона начала планомерно и методично уничтожаться. Разразился первый акт скандала, завершившийся на заседании исполкома бурной обличительной речью депутата Селянина. Результатом стало то, что проект приняли. но с оговоркой, озвученной лично городским головой: никаких новых парковок там не будет. И шо мы таки видим: мэр сказал, что новых парковок не будет, а парковки строят. Значит, мэр или держит всех за лохов, или же за лоха держат его, строя стоянку, невзирая на его веское мэрское слово. Впрочем, что Труханов позволит держать себя за лоха - я сомневаюсь. Сильно сомневаюсь.

6 ноября на Градсовете архитекторам показали творение коммунального предприятия "Одеспроект" - картинки того, во что предполагается превратить Трассу Здоровья. Мало кто обратил внимание, что это был всего лишь предварительный проект, даже не эскизный проект (кто знает тонкости оформления проектной документации в нашей стране - тот поймет). Это одна сторона медали. А другая в том - что, поскольку масштаб работ такой, что затрагивает интересы огромного количества одесситов - велосипедистов, роллеров, любителей активного спорта и желающих просто прогуляться у моря в тени деревьев, то вполне естественным было требование провести предусмотренные законом и Уставом Одессы общественные слушания. Но городской голова решил, что слушаний проводить не надо: ведь это всего лишь "благоустройство".

Но это совсем не благоустройство, и вот почему. Во-первых - слова мэра из обращения к одесситам, где он упоминает "транспортную развязку на Трассе Здоровья". Во-вторых - текстовое описание проекта, в котором говорится об "увеличении транспортных потоков" на Трассе Здоровья.

"Когда построим - тогда и обсудим" - ответил мэр в ответ на требование учесть мнение горожан. Все знают, что получилось с Аркадией, которую реконструировали без учета мнения одесситов и даже не пускали на стройплощадку представителей ГАСК. А когда городскому голове пообещали вывести на улицы недовольных, он отрезал: "Как выйдут - так и зайдут". Когда же одесситы вышли, то угроза оказалась осуществлена - подконтрольные Труханову "титушки" из организации "Народна варта", они же - охранники агенства "Гепард" открыли огонь из травматических пистолетов. Тут уже скандал вышел такой, что уже непонятно, кто "зайдет" - протестующие против беззакония одесситы или же хозяин "титушек"? При Костусеве такого власть не позволяла, а вот при Гурвице, помнится, у мэрии были свои карманные боевики, нападавшие на журналистов.

После того, как в субботу 15 ноября одесситы сначала помитинговали, а потом изрядно побузили на Думской площади и на Ланжероне, сломав опалубку на стройке, разогнав строителей и подравшись с "титушками", на официальном сайте города появился раздел "Обсуждение проекта благоустройства Трассы Здоровья". Но в этом разделе нет никакого обсуждения, лишь презентация все тех же красивых картинок предварительного проекта да несколько ссылок на новости по теме. А общественные слушания - предусмотренная законом форма этого самого общественного обсуждения, до сих пор так и не назначены. Так какое же обсуждение без общественных слушаний?

Но потом оказалось, что одесситов попытались еще раз держать за лохов. Уже в понедельник мэр на аппаратном совещании заявил, что все документы на ведущиеся работы есть, а те, кто мешает - вредители. Это уже лексикон 1937 года, тогда тоже вредительство у тех, кто в тот момент решал, кому сидеть, а кому еще нет -  было в моде, а обвинить кого-то в том, что он еще и враг народа - так вообще высший пилотаж. Но позвольте, какие могуть быть "все документы", если уже после заявления об их наличии муниципальному управлению экологии поручается выступить в роли заказчика на проектирование благоустройства Трассы Здоровья? То есть - на момент начала работ их проекта не существовало. Так кто здесь лох? Может быть, нерадивые подчиненные убедили Геннадия Леонидовича в том, что все ОК, а на самом-то деле...

Впрочем, традиция проводить масштабные реконструкции без проекта - для Одессы не новость, а традиция. Когда при позапрошлом мэре Гурвице началось строительство трассы "Север-Юг", Балковскую уже раскопали, но 30 трамвай по ней еще ходил, автор этих строк обратился в мэрию с запросом, в котором просил предоставить проект трассы и предложил создать линию скоростного трамвая с поселка Котовского на Черемушки и поселок Таирова. На что получил ответ, что ни проекта трассы "Север-Юг", ни проекта реконструкции Балковской еще нет. Дорожно-строительные фирмы Труханова ("РОСТ") уже тогда массово выигрывали тендеры, так что у него было у кого учиться строить без проекта - Гурвиц был достойным учителем. А Труханов оказался достойным учеником, взявшись "реконструировать" без проекта то, что не осилил даже Гурвиц, которого называли "Великим и Ужасным".

Хочется задать несколько риторических вопросов по Трассе Здоровья. Первый: зачем с таким упорством городской голова проталкивает благоустройство Трассы Здоровья? Может быть, это нужно для какой-нибудь еще более масштабной стройки в парке Юбилейный или на самом берегу моря? Ведь, несмотря на банкротство компании "Миханики Украина", ее проект застройки парка многоэтажными монстрами до сих пор существует. До сих пор остается актуальным вопрос о строительстве высоток у моря компанией "Викойл", на борьбе с которой так пиарился прошлый мэр Костусев - и проиграл все суды. Или речь идет о каком-то еще проекте, для которого обязательно нужна полоса для "технологического транспорта" на Трассе Здоровья? Или там будут ездить "технологические" "Бентли" и "Лэндкрузеры"? Ведь какой смысл тратить на нее неизвестно сколько денег, если в городе действительно есть масса других объектов, которые надо срочно приводить в порядок. Тот же дом Руссова, о котором упоминал мэр, пытаясь направить на него энергию общественников-"вредителей".

В случае же с Ланжероном все просто. "Нахалстрой" в виде строящейся парковки пытаются оправдать необходимостью проезда к другим нахалстроям - дельфинарию и отелям. Напоминаю, по закону, у нас запрещено любое капитальное строительство в 100-метровой водоохранной зоне вдоль берега. Но при этом за последние лет десять, непонятно почему, именно в этой запретной зоне построили массу отелей и отельчиков. Нахалстрой на нахалстрое и нахалстроем погоняет.

Александр Вельможко

Материалы по теме

В Одессе продолжается ремонт Тираспольской площади. Сделаны земляные работы, построили большую часть новых трамвайных путей и уложили часть гранитной мостовой и даже тротуара. Работы продолжаются.