Нужна ли реконструкция Трассы Здоровья? (ФОТОисследование)

Фотокорреспондент Южного Курьера совершил небольшое фотоисследование Трассы Здоровья чтобы убедиться - нужна ли ее реконструкция вообще?


Итак, мы начинаем с самого начала Трассы Здоровья у Ланжерона (ресторан Хуторок), прогуляемся до Аркадии, а затем вернемся обратно, скрупулезно обращая внимание на каждую мелочь. Уже на первом заглавном фото мы видим, что на Трассе огромное количество пешеходов. Между прочим, в самом ее начале н ет отдельной пешеходной дорожки. Но зато дальше она есть. Первая задача для команды реконструкторов - сделать так, чтобы отдельная дорожка для пешеходов имелась на всем протяжении Трассы Здоровья.

Но уже через пару сотен метров от Хуторка начинается и пешеходная дорожка появляется. 

Большинство скамеек, имеющихся сейчас - проверенные годами деревянные конструкции на стальном каркасе. На них можно неплохо сидеть, а чтобы сломать такую скамейку - нужно приложить немалые усилия. Нужны ли здесь 72 новые скамейки - большой вопрос.

В планы рекострукторов (не военно-исторических, не беспокойтесь), входит и установка новых спортплощадок. Дело это важное и нужное - этого добра на Трассе Здоровья необходимо иметь побольше. Но и то, что есть - забывать не стоит. 

Имеющиеся на Трассе Здоровья спортплощадки - двух типов. Добротные металлические комплексы, установленные еще в советские времена, нуждаются лишь в регулярной покраске и облагораживании их территории. Таких комплексов совсем немного. Если добавить к ним еще несколько современных спорткомплексов - то вообще все будет с этой точки зрения идеально. К слову, некоторые из спортплощадок расположены не на самой Трассе, а в нескольких десятках метров от нее - что тоже достаточно удобно.

Есть и небольшие спортплощадки. Пара турников разной высоты и брусья - вот и все. Такие площадки тоже необходимо просто привести в порядок и не тратить лишние деньги.

Несколько слов о зонировании территории. Примерно до пляжа Дельфин пешеходная дорожка идет по приморской стороне Трассы Здоровья. А от Дельфина почти до самой Аркадии - наоборот, со стороны склонов. Дорожка вымощена советской бетонной плиткой. Во многих местах эта плитка пришла в полную негодность. Во многих - сохранилась в почти первозданном виде. Так или иначе, но на большей части протяженности пешеходной дорожки ремонт таки необходим. Причем не в виде замены на тротуарную плитку, а в виде обычного асфальта - так будет удобнее мамам с детскими колясками.

Вот чего действительно не хватает Трассе Здоровья - так это детских площадок. Таковая имеется всего одна - у спуска Вице-Адмирала Азарова. Так что, срочно заказ кандидатам на ближайшие выборы - поставить на Трассе Здоровья 5-6 детских площадок, желательно - в тени деревьев.

Почти на всех фотографиях видна размета, выделяющая достаточно узкую полосу для велосипедистов. Ее на всех любителей двухколесного педального транспорта не хватает. Как не хватает, бывает, и всей ширины Трассы Здоровья. 

Тем не менее, на достаточно узкой дороге более-менее спокойно уживаются и велосипедисты, и роллеры, и пешеходы. Для роллеров, кстати, проект "благоустройства" Трассы Здоровья отдельной полосы не предусматривает вообще. Катайтесь где хотите.

 

В погожий осенний денек прекрасно видно, что большинство людей на Трассе Здоровья предпочитают степенно прогуливаться пешком. Ну не впихивать же их в полутора-двухметровую пешеходную дорожку? Отметим, что почти все гуляющие стараются не заходить на выделенную полосу для велосипедов.

Вот для чего мэрия предлагает выделить двойной сплошной отдельную полосу - для прогулочных электромобилей и спецтранспорта. Электромобили в летний сезон проезжают в одну или другую сторону примерно раз в пятнадцать-двадцать минут. Скорая помощь или пожарная машина заезжает на Трассу Здоровья крайне и крайне редко - и в таких экстренных случаях и велосипедисты, и роллеры, и пешеходы пропускают медиков и спасателей безо всякой отдельной полосы. А электромобили достаточно компактны, чтобы никому не мешать и так. Но практически бесшумны - услышать приближение электромобиля очень сложно. Оптимальным представляется принятая в Европе практика организации пешеходных зон, на которых разрешено движение городского электротранспорта, которому пешеходы попросту уступают дорогу.

Вот с чем на Трассе Здоровья действительно сложно - так это с общественными туалетами. Те, что достались в наследство от СССР, провонялись настолько, что нормальный человек попросту побрезгует туда зайти - и либо потерпит, либо совершит увлекательную экскурсию в ближайшие заросли кустов. Так что, идея поставить здесь девять современных туалетов, пусть даже за умеренную плату, только приветствуется.

Еще один сложный момент - то, что во многих местах вплотную к Трассе Здоровья растут самые крупные деревья. Иногда они растут в пространстве между проезжей частью и пешеходной дорожкой. Любое расширение Трассы Здоровья немедленно повлечет за собой уничтожения этих деревьев.

Еще одна проблема Трассы Здоровья - это подступы к ней со стороны склонов. Чаще всего - это различные лестницы в разной степени запущенности. Некоторые из них еще и изрядно "поплыли" от микрооползневых процессов на протяжении последних 40-50 лет.

Так что, по коллективному мнению редакции, благоустройство Трассы Здоровья должно стать только первым этапом благоустройства всего парка Юбилейный - но только при условии полной прозрачности всех проектных работы и системы финансирования. Каждый одессито должен знать, что именно собираются привести в порядок и как. Каждый одессит должен знать - кто сколько дал денег на работы по благоустройству и как эти деньги были потрачены. Причем, на этапе предварительного проектирования именно предусмотренная законом и Уставом города процедура общественных слушаний дает всем желающим возможность не только ознакомиться с проектом и его бюджетом, но и внести свои конструктивные предложения, или же, в пух и прах все раскритиковать.

А список работы, которую надо провести с парком Юбилейный, частью которого является Трасса Здоровья, весьма велик. Тут и восстановление узкой тропинки на террасе под самой верхней кромкой склона - с установкой скамеек, освещения, урн и обозначения ее как Тропы Паустовского. Тут и ремонт лестниц, по многим их которых уже просто опасно ходить. Тут и восстановление наземной дренажной системы - сточных каналов, желобов и стоков в подземный дренаж. Да и подземные дренажные колодцы и штольни тоже не мешало бы привести в порядок, причем прямо в них можно устроить платные экскурсии для экстремалов.

Ну а самое главное задание для городской власти - наложить суровое табу на застройку всей прибрежной зоны.

И, естественно, не стоит искусственным образом отделять Трассу Здоровья от Ланжерона, когда городской голова заверяет о недопущении автотранспорта в пляжную зону Трассы Здоровья, но закрывает глаза на расширение дороги и строительство огромной парковки в пляжной зоне Ланжерона. Может быть, тогда и одесситы бунтовать перестанут, и власти смогут спокойно провести все работы по благоустройству?

Александр Вельможко, фото - Лев Райзман

Материалы по теме