Реконструкция Трассы Здоровья: благоустройство, зонирование и конфликт общественности с мэром (ФОТО, СХЕМЫ)

На сегодняшнем заседании градсовета представили эскизный проект реконструкции Трассы Здоровья. Проект удивил общественность непрозрачной схемой внебюджетного финансирования, отсутствием системного подхода и, самое главное, вызвал резкий конфликт с мэром Геннадием Трухановым по поводу общественного обсуждения.


Проект реконструкции Трассы Здоровья, представленный директором КП "Одеспроект" Светланой Муриной, вызвал оживленное обсуждение среди архитекторов, затем переросшее в прямой конфликт между некоторыми общественниками и городским головой Геннадием Трухановым.

Суть эскизного проекта состоит в благоустройстве Трассы Здоровья и ее зонировании. 

Благоустройство состоит в приведении Трассы Здоровья в порядок, устройства освещения, установки современной уличной мебели (скамеек), обустройства новых видовых и спортивных площадок,  реконструкцию лестницы в Аркадии. Особое внимание проектанты уделили строительству девяти модульных общественных туалетов, подключенных к существующей в пляжной зоне системе канализации. Присутствовавший на обсуждении этого проекта мэр Геннадий Труханов отметил, что как раз недавно читал произведения Михаила Жванецкого, который измерял Трассу Здоровья не в километрах, а "от одной вони до другой вони", имея в виду вечно загаженные советские общественные туалеты.

Зонирование Трассы Здоровья предусматривает реконструкцию существующей пешеходной дорожки, ныне пребывающей в запущенном виде и продление ее по всей длине от Ланжерона до Аркадии. Существующую проезжую часть предполагается разделить на полосу для служебного автотранспорта и электромобилей шириной 3 метра, двустороннюю велодорожку шириной 2,5 метра. Вдоль всей трассы планируется также гаревую беговую дорожку шириной 2 метра. Вопрос зонирования вызвал дискуссию среди архитекторов. Одни возмущались необходимостью выделения отдельной полосы для автотранспорта и автомобилей при том, что они ездят там достаточно редко и на небольшой скорости. Другие замечали, что одесские велосипедисты могут занять и всю ширину трассы. А третьи совершенно справедливо замечали, что Трасса Здоровья изначально была исключительно местом для пеших прогулок - и ее основное предназначение должно таким и остаться. В то же время депутат горсовета Георгий Селянин отметил, что предложенная схема разделения проезжей части автоматически делает любого велосипедиста, выехавшего за пределы велодорожки на полосу для электромобилей нарушителем правил дорожного движения - ведь тот будет вынужден при этом пересечь двойную сплошную. 

Вместе с тем, проектировщики не учли несколько моментов. Трасса Здоровья проходит в зеленой зоне прибрежных склонов - парке Юбилейный. Границы парка, по словам Георгия Селянина, не определены, а мэр затруднился ответить на вопрос о границах парка. Кроме того, в проекте реконструкции Трассы Здоровья совершенно не учтены проблемы никем не обслуживаемой, никем не ремонтируемой и постепенно приходящей в негодность наземной и подземной дренажной системе на склонах. 

Финансирование реконструкции, по словам Геннадия Труханова, должно проходить за счет внебюджетных средств - при помощи тех бизнесменов, которые ведут свои дела в прибрежной зоне. При этом городской голова не озвучил хотя бы приблизительную стоимость работ и сроки их выполнения. Совершенно очевидно, что в сложившейся сейчас системе отношений бизнеса и местной власти, профинансировавшие реконструкцию бизнесмены гарантированно получат какие-либо преференции. Какие именно, и в каком объеме - неизвестно.

Наибольшую остроту проекту придали требования его общественного обсуждения на предусмотренной законодательством и Уставом города Одессы процедуре общественных слушаний. На этом особенно настаивали журналист Леонид Штекель, член движения "Генеральный протест" Юрий Никитин и находящийся на службе в пограничных войсках лидер одесского "Демократического Альянса" Алексей Черный. В ответ на вопрос Штекеля о проведении общественных слушаний городской голова ответил в весьма резком тоне: "Когда построим - тогда и проведем". Затем аналогичную просьбу провести общественные слушания, ссылаясь на Устав города, озвучил и Алексей Черный - и получил отрицательный ответ от мэра. Затем Черный пригрозил тем, что выведет людей на улицы. "Как выйдут - так и зайдут" - заявил в ответ Труханов. 

Редакция же Южного Курьера замечает, что представленный проект искусственным путем отделен от уже осуществляемого проекта создания транспортной развязки на Ланжероне, которая строится для обеспечения подъездов не только к пляжу, но и к дельфинарию и отелю "Немо". Решение транспортного вопроса, по мнению редактора, возможно альтернативным путем полного запрета въезда в пляжную зону любого автотранспорта, кроме спецтранспорта милиции, скорой помощи и коммунальной техники. А подвозить людей к пляжу, дельфинарию, отелям и многочисленным ресторанным комплексам можно осуществлять на электромобилях, которые могли бы ходить по постоянным маршрутам от конечной остановки троллейбусов и трамваев на Лидерсовском бульваре до набережной Ланжерон и пляжа Отрада. Стоимость проезда на таких электромобилях должна быть одновременно и доступной для одесситов, окупать расходы на их работу и, возможно, приносить некоторую прибыль. В перспективе же возможно продление троллейбусных маршрутов №2 и №3 непосредственно до пляжа Ланжерон - при условии закупки необходимого количества новых троллейбусов с возможностью автономного хода на аккумуляторах. Стоят такие троллейбусы примерно в полтора раза обычных. 

В итоге проект реконструкции Трассы Здоровья был одобрен архитекторами, с учетом ряда замечаний по зонированию. Заместитель главного архитектора города Марат Касимов также высказал пожелание, чтобы в дальнейшем обеспечить проход и проезд по Трассе Здоровья от Аркадии до Фонтана, перекрытый при застройке в начале 2000-х. Общественники же заявили о том, что они желают провести инициативные общественные слушания, для чего, согласно Уставу города, намерены собрать необходимое количество подписей одесситов. 

Александр Вельможко

Материалы по теме