Кольцо или тупик: рецепты для мэра по возвращению 5 трамвая в Аркадию

Пятница , 17 октября 2014, 14:30
Постепенное «отодвигание» трамвая от моря в Аркадии – дело рук не одного поколения городской власти. Когда трамвай там только появился, то конечная остановка была у самого пляжа – на мостике через балку, с которого сейчас открываются чудные виды на задворки клуба «Ибица» и немножко видно море. В начале 30-х трамвайное кольцо в Аркадии перенесли на несколько сот метров от моря, на то место, которое так памятно практически каждому, кто летом садился на «пятерочку» и ехал к заветному пляжу. Так было долгие годы – чуть более 80 лет, с перерывом на войну. С марта нынешнего года в Аркадию ходит трамвай-челнок, а с понедельника 18 октября и его не станет.
Кольцо или тупик: рецепты для мэра по возвращению 5 трамвая в Аркадию

Кстати, одесситы могли остаться вообще без трамвая в Аркадии и на Французском бульваре. Еще в далеком 2007 году одесская мэрия (а мэром тогда был большой любитель трамваев Эдуард Гурвиц) через главного архитектора Владимира Колокольникова попыталась осуществить проект замены трамвайной линии по Французскому бульвару на троллейбус.

После нескольких акций протеста, организованных автором этих строк, и обращений лично к мэру, в прокуратуру и другие правоохранительные органы, Гурвиц, скрепя сердце, от этих идей отказался.

Сейчас 5-й трамвай ходит в Аркадию во «временном» челночном режиме. Два вагончика катаются по Французскому бульвару от театра Музкомедии – каждый по своему пути, туда и обратно. Это неудобно и опасно – так как пассажирам надо вовремя увидеть, в какую сторону идет трамвай, и успеть перебежать к остановке. Это неудобно и дорого – так как надо делать пересадку. Мало того, в нынешнем режиме это еще и существенно дальше от моря, чем было раньше. Все понимали, что такое челночное движение – не более чем временная мера и были готовы потерпеть неудобства до тех пор, пока в Аркадии не отстроят заново кольцо для полноценного разворота трамваев.

И действительно, еще с весны муссировалась идея о том, что новое кольцо будет построено на месте нынешнего разворота для автомобилей и автобусов. А если не будет хватать места – то слегка «срежут» склон между Аркадией и улицей Посмитного. Именно так озвучил планы мэрии еще в апреле исполняющий обязанности вице-мэра Олесь Янчук.

Но совсем недавно оказалось, что срезать склон – слишком дорого. И уже законно и легитимно избранный мэром Геннадий Труханов ответственно заявил: трамвайное кольцо будет. Но на площади 10-го Апреля. А в Аркадию людей будет подвозить специальный бесплатный автобус. Хороша сказка. Кто в Одессе ездил или, хотя бы, видел автобусы на маршрутах, заменяющих закрытые трамвайные маршруты №4 и №30? Вот и здесь будет так же.

Если все это осуществится, то о том, чтобы поехать в Аркадию не на такси и не на вечно забитой «экскурсионной» 168 маршрутке можно будет забыть раз и навсегда. Трамвая не будет. Троллейбусы туда ходят очень редко. Мало того, «укорачивание» 5-го маршрута до площади 10-го Апреля – это первый шаг к его окончательному уходу и с Французского бульвара.

Поэтому рискнем предложить одесской мэрии и лично Геннадию Труханову несколько рецептов того, как сохранить трамвай в Аркадии и не злить одесситов. Они уже сказали свое веское слово Гурвицу, и тот был вынужден отступить.

 

Рецепт первый: кольцо таки есть

Нам говорят, что в Аркадии нет места для кольца. Действительно, места на нынешней площади, где разворачиваются автобусы и троллейбусы, маловато – диаметр круга составляет 30 метров. Но если посмотреть на двухэтажный павильон  совершенно некапитального типа, в котором находится фаст-фуд кафе, то выясняется вот что. Павильон вполне можно, руководствуясь общественной необходимостью, снести (автор здесь не касается юридической стороны вопроса) – и тогда место для кольца вполне появляется.

Вот здесь, буквально "впритык", можно разместить трамвайное кольцо.

Изучив другие разворотные кольца одесского трамвая, можно увидеть, что диаметр самых малогабаритных (у автовокзала и в Херсонском сквере) 40 метров, чего достаточно для крупногабаритных вагонов Татра-Т6 и К1.

 

При сносе павильона как раз получаются необходимые 40 метров. Правда, кольцо придется разместить в одной плоскости с проезжей частью – трамваи будут разворачиваться у самого тротуара и делить пространство остановки с автобусами и троллейбусами. Но лучше уж такое кольцо, чем полное отсутствие трамвая.

 

Рецепт второй: как в Европе

Практически все новые трамвайные линии в последние десятилетия строятся без разворотных колец. Конечные остановки – тупики со стрелками, позволяющими трамваям переехать с одного пути на другой. Естественно, у трамваев – две кабины управления и двери с обоих бортов вагона. А все от того, что городская земля в Европе и США – дорогая, разворотные кольца устраивать зачастую просто негде.

Трамвай на тупиковой конечной в Париже, фото Дмитрия Аксенова, www.transphoto.ru

К тому же, двусторонние трамваи можно использовать очень гибко: конечную остановку можно устроить в любой точке маршрута, для этого достаточно иметь съезд между путями.

По такому же принципу восстановили в 2012 году трамвайную линию по улице Лесной в Москве, закрытую в 2008 году как раз по причине отсутствия разворотного кольца: на его месте построили торговый центр. Но пути остались. Специально для этой линии в Москве модернизировали пару десятков старых трамваев «Татра» - в них прорезали дополнительные двери по левому борту. Два таких модернизированных трамвая, сцепленных хвостами, образуют полноценный состав с кабинами по двум концам и дверьми с обоих бортов.

Московский вариант двустороннего трамвая, фото Дамира Абдуллина, www.transphoto.ru

До января 2014 года в Одессе на 5 маршруте обычно работало 15-16 трамвайных вагонов. Таким образом, если взять на вооружение идею его переоснащения на двусторонние трамваи – то городу нужно, как минимум, 17-18 штук из расчета того, что 16 будут работать, еще 1-2 будут в ремонте или резерве. В перспективе, Одесса может полностью переходить на двусторонние вагоны, которые обеспечат большую гибкость трамвайной сети при создании новых маршрутов или ремонтных работах. К слову, если наш город будет продолжать закупать подержанные трамваи в Европе, то, может быть, стоит обратить внимание на Будапешт, в котором имеются трамваи Татра с дверьми на два борта, которые идеально подходят для организации челночного движения.

 

Двухвагонный двусторонний трамвайный состав в Будапеште, фото Станислава Григорова, www.transphoto.ru

Вместо заключения. По всей Европе, и даже в Азии и горячо любимой отечественными туристами Турции вовсю строятся не только новые линии трамвая, но и открываются новые трамвайные системы.  Так, 30 июля сего года открыта сеть скоростного трамвая в испанском городе Малага, а 1 октября открыто движение по первой линии трамвая в Дубае. И только в Одессе власти продолжают отказываться от трамвая, повторяя тем самым мировой опыт полувековой давности.

Александр Вельможко, "Большая Одесса"