Браконьеры песчаных карьеров наказаны: дамба, перекрывавшая доступ воды к Куяльницкому лиману, разрушена (ФОТО)

Руководство Ивановского района Одесской области 5 октября разрушило дамбу, перекрывавшую русло речки Большой Куяльник у ее устья. Теперь речная вода получила возможность попадать в Куяльницкий лиман.


Дамба, уже много лет перегораживающая русло речки Большой Кульяник в месте ее впадения в Куяльницкий лиман, в очередной раз раскопана. Об этом сообщает новый председатель Ивановской районной администрации Антон Турупалов.

"После ряда переговоров и обсуждений с чиновниками и учеными, молодой глава Ивановской райадминистрации Антон Турупалов, вместе с начальником Ивановского РОВД пообещал начать наводить порядок. И вот, вчера, был сделал первый прорыв куяльницкой блокады. Убран первый тромб. Прекращена добыча песка. На очереди у молодого чиновника полное освобождение природного русла от дамбы и расчистка русла реки до Ивановки." - пишет эколог Иван Русев.

О существовании этой дамбы известно, как минимум, с 2007 года, когда проблему пересыхания Куяльницкого лимана поднял общественный деятель Сергей Гуцалюк и напрямую связал ее с деятельностью браконьеров, ведущих нелегальную добычу песка в пойме речки Большой Куяльник. В то же время, "браконьеры песчаных карьеров" - далеко не главная, но самая наглядная причина отсутствия воды в Куяльницком лимане.

Так, еще в 1974 году выдающийся советский гидролог Моисей Розенгурт, в свое время зарубивший на корню масштабный проект канала для переброски воды из Дуная в Днепр, сделал вывод о том, что почти вся вода из речки Большой Куяльник расходуется для орошения и наполнения различных прудов в речной долине, и в лиман не попадает. Одесские ученые, обследовавшие лиман в 2001-2002 годах и обнаружившие, что проложенный в конце 80-х газопровод и дорога из бетонных плит под его трубами стали своего рода плотиной, мешающей стекать в лиман остаткам воды Большого Куяльника, доходящим до устья.

Кроме того, две широкие траншеи поперек всей долины лимана также мешают речной воде попадать в лиман. Раньше там находились подземные линии нефте- и газопровода, проложенные еще в конце 50-х, в период очередного снижения уровня лимана. Затем трубы прогнили, их забросили, нефтепровод перенесли значительно севернее, а газопровод проложили на эстакаде. А примерно в 2004-2005 годах охотники за металлом выкопали с обнажившегося дна лимана старые трубы, а оставшиеся после их "работы" траншеи, кучи грунта и бетонные блоки превратились в "лунный пейзаж".

В целом же гидрологи уже несколько десятков лет уверены, что основной источник воды в Куяльницком лимане, не позволяющий ему пересохнуть окончательно - это периодические резкие весенние паводки от таяния снега. Последний такой паводок был весной 2003 года. Еще один был в начале 1960-х, и в 1931 году. Именно паводок 1931 года уничтожил добычу соли на Куяльнике. Кроме того, в начале XX века и вплоть до 1925 года в Куяльницкий лиман систематически подавалась вода из моря - через прорытый в районе нынешней трамвайной конечной в Лузановке канал. А в 1941-м году лиман наполнился водами из Хаджибейского лимана, перелившимися после того, как 15 октября 1941 г. отступающие советские войска взорвали дамбу Хаджибейского лимана. После этого до середины 1950-х в Куяльнике вода была настолько пресной, что в нем даже водилась рыба.

Сейчас проблемы Куяльницкого лимана частично решены. Действует соединение с морем по трубопроводу, через который в холодное время года морская вода поступает в лиман. Областной совет принял решение о создании Куяльницкого национального природного парка. До недавнего времени его создание тормозилось местными властями Коминтерновского и Беляевского районов. В настоящее время, по мнению Ивана Русева, есть надежда на то, что новые главы Беляевской райдминистрации Арсен Жумадилов и Коминтерновской Дмитрий Наталуха смогут начать практическую реализацию принятого на областном уровне решения о создании национального парка. Кроме того, Ивановская районная администрация поставила перед собой задачу расчистки русла речки Большой Куяльник на достаточно большом протяжении.

Фото: Иван Русев

Материалы по теме

Для финансирования работ привлекались средства из государственного бюджета — около 100 млн. гривен, 134 млн. гривен из фонда регионального развития. 100 млн. гривен выделил Одесский областной совет, 300 млн. получено кредитных средств от Укравтодора, а также 105 млн. гривен от пилотного эксперимента Одесской таможни.