"Всадники транспортного апокалипсиса" не обещают коллапса на одесской Пересыпи

Пятница , 17 марта 2017, 00:02
Побывал сегодня в очередном прямом эфире местного городского телевизионного ток-шоу, где его ведущий не погнушался назвать трех муниципальных начальников транспортного цеха и автора этих строк "всадниками апокалипсиса" - потому что есть возможность того, что уже утром 17 марта в Одессе может начаться апокалипсис. Транспортный. Или не начаться.
"Всадники транспортного апокалипсиса" не обещают коллапса на одесской Пересыпи

Уже с утра 17 марта перекрывается движение под Пересыпским мостом в сторону поселка Котовского. Здесь будут прокладывать новую трамвайную развязку вместо служебной однопутки, менять инженерные сети и обустраивать, таким образом, возможность беспересадочной связи поселка Котовского с остальным городом на трамвае. Совершенно естественно, что въезд на Пересыпь по улице Черноморского Казачества будет перекрыт.

Чтобы хоть как-то сгладить возможный коллапс на единственном, подчеркиваю, единственном магистральном проезде из всей остальной Одессы на Пересыпь, в мэрии разработали сложную схему объезда и альтернативные маршруты для автобусов - благо пути есть, но они не так удобны.


Двухвагонный трамвай на 7 маршруте у Пересыпского моста

Поскольку работы на Пересыпи совпадают с началом реконструкции улицы Преображенской, то одесские автомобилисты, как всегда, готовятся к самому худшему. Именно поэтому ведущий телепепедачи "Хлеба и зрелищ" Михаил Бейзерман в прямом эфире взял и обозвал четырех первых выступавших "всадниками апокалипсиса", имея в виду возможность наступления транспортного апокалипсиса для многих одесситов - многокилометровых пробок и времени на дорогу с поселка Котовского в центр в полтора-два часа и более.

В ходе конструктивного разговора автор этих строк напомнил, почему Пересыпский мост вынужденно стал пересадочным узлом для городского транспорта - потому что до 1985 года здесь были переезды через магистральную железную дорогу в порт. И для пассажиров общественного транспорта оказалось в то время удобнее и быстрее сделать пересадку, чем ждать подолгу у закрытого шлагбаума в автобусах, а трамваи не могли пересекать "железку" из соображений безопасности. Когда железную дорогу убрали на насыпь, то из центра Одессы на поселок Котовского сразу пустили автобусы-экспрессы - огромные сочлененные "Икарусы"-гармошки, которые набирали до 150 человек и почти без остановок за полчаса доезжали от железнодорожного вокзала до улицы Паустовского. Казалось, таким образом транспортная проблема была решена, а трамвай остался не у дел.

Когда же с начала 2000-х автобусы большой вместимости постепенно деградировали до желтых гробиков на маленьких колесиках, медленно ползущих в пробках и останавливающихся у каждого столба, для пассажиров общественного транспорта наступил настоящий армагеддец. С одной стороны, обилие маршрутов позволяло и позволяет доехать с поселка Котовского куда угодно без пересадок - но в пробках, медленно и безо всякого комфорта. С другой стороны, более вместительный электротранспорт везет с поселка Котовского без пробок, но только до Пересыпского моста. Здесь надо делать пересадку, платить дополнительные деньги за проезд и терять время.


Трамвай на служебной однопутке перед Пересыпским мостом, 2015 г., время перед началом вечернего часа пик

Исходя из важности городского электротранспорта как основы системы городского транспорта, экологически чистого, социального и, в перспективе, еще и комфортного, первый из начальников транспортного цеха Александр Илько обозначил цели всего затеянного как заботу о том большинстве одесситов, кто не имеет автомобиля или не хочет им пользоваться. Другой начальник транспортного цеха Дмитрий Жеман прямо назвал создаваемый в перспективе ремонтов сквозной трамвайный маршрут "Север - Юг" транспортной осью города, повторив, таким образом, заголовок нашей недавней аналитики этого проекта. Третий начальник транспортного цеха Андрей Шмагай попросту пообещал провести все запланированные работы максимально быстро, чтобы уложиться раньше заявленного срока завершения в начале июня. 

Несколько точных вопросов от Александра Сомова выявили ряд проблемных моментов будущей реорганизации движения. Во-первых, будут определенные сложности с работой "Глухого" моста в одностороннем режиме, поскольку под ним в две стороны ходит 20-й трамвай. Благодаря посту регулировщиков из состава полиции и специалистов КП "Одесгорэлектротранс" эту проблему обещают решить. Вторым проблемным моментом будет светофорное регулирование перекрестка Атамана Головатого и Церковной, где тоже будут помогать регулировщики. Еще одна проблема - "олени" и "автохамы" на дорогах, способные устроить ДТП и заблокировать движение где угодно и когда угодно. 

Вопрос об ограничении пропускной способности Пересыпского моста из-за того, что под ним будет организовано двустороннее регулярное движение трамваев (сейчас они там появляются лишь изредка при служебных рейсах), с точки зрения автора, бессмысленен. Хотя бы потому, что даже в утренний час пик вся правая полоса под Пересыпским мостом и до улицы Одария занята припаркованными машинами - и места всем хватает. Решение простое - если убрать отсюда, из самого "бутылочного горлышка" парковку и соблюдать правила движения - то и поток автомобилей, и трамвай прекрасно уместятся. 


Трамвай на служебной однопутке под Пересыпским мостом. Справа - припаркованные машины, занимающие всю правую полосу одной из самых важных транспортных развязок Одессы. Время - утренний час пик.

По большому счету, при движении с поселка Котовского в центр автотранспорту будет причинено лишь одно неудобство - закрыт поворот с Атамана Головатого налево, в сторону спуска Маринеско и улицы Приморской. Учитывая же, что при этом будет отключен светофор для свободного проезда на Херсонский спуск - то эта проблема становится актуальной лишь для автобусных маршрутов №120 и №190, которым придется объезжать участок улицы Приморской от Пересыпи до Военного спуска долгим окружным путем. 


Трамвай на служебной однопутке под Пересыпским мостом. За ним видно припаркованные машины, занимающие всю правую полосу одной из самых важных транспортных развязок Одессы. Время - утренний час пик.

С движением в сторону поселка Котовского будет сложнее. Хотя бы потому, что потоки, которые шли туда со спуска Маринеско и Приморской, будут вынужденно сконцентрироване не только на одной Приморской и в Газовом переулке. Но наибольшие сложности при использовании этого пути будут на подходах к Военному спуску - на улицах Ланжероновской, Гаванной, Гоголя и переулкам Некрасова и Маяковского. Также будут вышеописанные сложности с перенаправлением потока транспорта с Балковской под "Глухой" мост. 

Возможность того, что автобусы могут застрять в пробках, отчасти компенсируется быстрой и независимой от всех пробок работой трамваев с возможностью пересадки у Пересыпского моста на троллейбус №10 и автобус №210. Неудобства есть тут в самом факте пересадки и в том, что трамваи из-за реконструкции Преображенской к Пересыпскому мосту со стороны центра города временно не ходят. Хотя можно подняться по Херсонскому спуску к улице Пастера - к конечной остановке трамаваев №3 и №28, а также автобуса №127.


Два трамвая пытаются разъехаться на служебной однопутке - поворот с Балковской под Пересыпский мост

Несколько улучшить ситуацию может не только уменьшение интервалов движения трамваев по маршруту №7, но и увеличение их вместимости - за счет восстановления двухвагонных составов. Также необходимо улучшить работу троллейбусов в направлении Пересыпского моста - перевести на маршрут №10 все оставшиеся в Одессе 7 исправных сочлененных троллейбусов, а также, хотя бы временно, возобновить работу "короткого" маршрута №4 - от Пересыпского моста до железнодорожного вокзала с 3-4 машинами. 

Так или иначе, заблаговременно принятые меры уже говорят о том, что транспортного апокалипсиса не случится. Сложности с проездом, безусловно, будут. Любое ДТП в одном из "бутылочных горлышек" немедленно спровоцирует пробки - но так случается и сейчас, без всяких ремонтов и перекрытий движения. Безусловно, чиновникам нужно, как справедливо заметил Михаил Бейзерман, больше озаботиться информированием граждан о путях объезда - дать информацию на биг-бордах, в виде листовок, больше выступать на местном телевидении. 

Несмотря на некоторые недостатки в коммуникациях между властью и горожанами, результаты телефонного социологического опроса во время передачи показали, что 94% зрителей готовы пользоваться объездами и лишь 5% ожидают коллапса. Скорее всего, принятые заранее меры оправдают себя, и апокалипсиса не будет. Мы обязательно проверим это утром и вечером 17 марта - в самые часы пик.

 
comments powered by HyperComments