Почему на выборах мэра Одессы победил Труханов и проиграл Боровик? (колонка редактора)

Александр Вельможко  |  Четверг, 5 ноября 2015, 11:15
На выборах мэра города одесситам, как всегда, пришлось столкнуться с дилеммой Эскобара, то есть - выбирать между двух зол. Поэтому совершенно не удивительно, что избиратели все же предпочли хорошо знакомого им Геннадия Труханова, а не никому не известного и не самостоятельного Сашу Боровика, одиозного пидрахуя Сергея Кивалова или политического пенсионера Эдуарда Гурвица.
Почему на выборах мэра Одессы победил Труханов и проиграл Боровик? (колонка редактора)

Прошедшие 25 октября выборы показали, с одной стороны, безразличие одесситов к единственной, по сути, возможности для них реально влиять на политическую ситуацию в стране и в городе, а с другой - нежелание голосовать за кого попало. В такой ситуации победа Геннадия Труханова не вызывает удивления, а выигрыш в один тур имеет большое психологическое и политическое значение - и именно поэтому Труханов так стремился закрепить свою победу. Победа в первом туре - это не только показатель уровня доверия, но и возможность для политиков и избирателей вернуться к нормальной жизни и прекратить, пусть и краткосрочную, но обременительную и весьма надоевшую предвыборную кампанию.

В анализе предвыборной кампании мы не будем касаться тех денежных сумм, которые официально были потрачены кандидатами в мэры на предвыборную кампанию. Ведь это, на самом деле, лишь верхушка айсберга - на самом деле денег тратилось больше. У кого - немного больше, у кого - сильно больше. Гораздо важнее понять, как кандидаты проводили свою предвыборную кампанию и какие методы привели их к успеху или поражению.

Сам Геннадий Труханов, начиная с сентября 2015 года, вел предвыборную кампанию достаточно ненавязчиво - его лицо не мелькало с билл

-бордов и афиш, сам он если и появлялся на экране - то во время официальных мероприятий или во время открытия новых объектов вроде центров административных услуг, больниц и детских садиков. На внешней рекламе лишь к концу кампании появилась фамилия Труханова, но без его лица. С другой стороны, Труханов использовал свою узнаваемость для раскрутки кандидатов в депутаты горсовета от своей партии "Доверяй Делам" - или депутаты использовали мэра для раскрутки себя любимых. Однако, следует обратить внимание, что Геннадий Труханов и его партия вовсю использовали в своей предвыборной агитации городскую символику, а дизайн и цветовое оформление агитации полностью совпадает с муниципальной социальной рекламой, массово используемой на билл-бордах с самого начала года. Кроме того, вышеупомянутые открытия новых поликлиник, детских садов, больничных корпусов и центра административных услуг удивительным образом совпали с проведением предвыборной кампании. Таким образом, можно признать, что Труханов и его команда начали предвыборную кампанию задолго до ее официального начала, по максимуму используя те возможности, которые дает им пребывание во власти и обеспеченную многолетним политическим опытом узнаваемость, близкую к 100%.

С положительной стороны на имидж Труханова повлияли несколько важных "дел", достигнутых, начиная с мая 2014-го. Одесса наконец-то расплатилась по многомиллионным валютным кредитам, взятым еще Эдуардом Гурвицем - что действительно является достижением, учитывая падение курса гривны за последнее время втрое. Труханов смог завершить ряд проектов, начатых его предшественниками вроде строительства детской поликлиники на поселке Котовского, добился завершения строительства нескольких замороженных строек жилых домов, провел ряд малозатратных для городского бюджета, но хорошо заметных точечных работ по благоустройству отдельных участков города. При нем, если верить источникам в горсовете, начала работать схема, при которой огромные суммы денег, которые застройщики и девелоперы ранее тратили на взятки муниципальным чиновниками, теперь тратятся на то самое благоустройство.

В то же время, против Труханова работает много факторов - его ранняя биография 90-х, завышенная стоимость ремонта дорог за бюджетные средства, выполняемых узким кругом компаний, грандиозный скандал с ликвидацией последствий снегопада в конце декабря 2014-го. Есть очень серьезные претензии к мэру и за деградацию исторического облика города в виде массового строительства высоток на площади Льва Толстого, улице Большой Арнаутской и около театра Музкомедии, а также сомнительной реконструкции Аркадии и автомобилизации пляжа Ланжерон за счет уничтожения зеленой зоны.

Главный, как выяснилось, оппонент Труханова, Саша Боровик, смог за очень короткое время предвыборной кампании обеспечить себе 25% голосов, что является огромным достижением при практически нулевой его стартовой узнаваемости. В то же время Боровик, баллотируясь в мэры как член команды Саакашвили, сразу позиционировал себя не как самостоятельного политика, а как пешку в задуманном губернатором реформаторском проекте. Как и у Труханова, у Боровика есть темные пятна в биографии, которая, возможно, вся построена на неправде и оговорках - относительно детства, участия в деятельности КГБ, образования и работы. Кроме того, не стоит забывать, что министр экономики Айварас Абромавичус, увольняя Боровика в мае 2015-го, заявил, что тот в министерстве на протяжении нескольких месяцев занимался ничегонеделанием.

Сама предвыборная кампания Боровика отличалась навязчивостью - на билл-бордах, на телеэкранах и в Интернете везде мелькало его лицо. В агитации за Боровика участвовал лично Саакашвили, что стало нарушением закона о выборах. А сам Боровик продолжал агитацию даже в день тишины перед голосованием. Несмотря на то, что на проведение кампании Боровик или его патроны потратили очень много денег, при этом массово использовался бесплатный труд волонтеров. Сами волонтеры своей чудовищной неграмотностью несколько раз серьезно подорвали репутацию своего кандидата. А Боровик еще и отпугнул многих потенциальных избирателей, неуважительно называя тех, кто не собирается за него голосовать, "неграмотным быдлом" или использовав в своей агитации известных одесситов без их согласия. Анализ озвученной предвыборной программы Боровика в виде "пакета реформ" показал его полную несостоятельность, скрытые угрозы тотальной застройки Одессы высотками и отпугнул от Боровика еще некоторое количество избирателей, ранее готовых за него голосовать. Таким образом, достигнутый Боровиком успех в большей степени объясняется тем, что на него работал имидж Михаила Саакашвили и в гораздо меньшей степени - реальными достижениями самого кандидата в мэры, которых попросту нет. При этом Саша Боровик во время предвыборной кампании зачастую работал себе же во вред.

Эдуард Гурвиц на нынешних выборах с треском проиграл. За него голосовал лишь так называемый "ядерный" электорат, количество которого уменьшается с каждым днем. До выборов Гурвиц не смог договориться ни с одной серьезной политической партией - все знали его длинный шлейф негативных последствий в управлении городом на протяжении трех мэрских каденций. Поэтому он был вынужден идти самовыдвиженцем, выступая против всей мощи всех политических партий, принявших участие в выборах и выставивших своих кандидатов в мэры и в городской совет. Сама кампания Гурвица не отличалась ни новыми идеями, ни интересной визуальной составляющей, не было активного присутствия Гурвица и в медиа. Поэтому достигнутый им результат можно считать финальным аккордом его политической карьеры.

Светлана Фабрикант вложила очень и очень немалые средства (или своих спонсоров) в собственную раскрутку и в раскрутку представляемой ею партии "Видродження". Огромное количество внешней рекламы, не меньшее количество публикаций в СМИ, в основном, размещенных в порядке платной политической рекламы, дали некоторый эффект - в виде аж 3% голосов избирателей. Тем не менее, Фабрикант оказалась политиком не того масштаба, чтобы на равных бороться с такими политическими монстрами местного масштаба как Труханов, Гурвиц, Кивалов и Боровик.

Интересно сложилась ситуация с Сергеем Киваловым. Изначально он имел достаточно неплохие шансы для выхода во второй тур голосования, потеснив там и Гурвица, и Боровика. При этом Кивалов мог рассчитывать на огромный админресурс, вел весьма активную предвыборную кампанию - с массовым пристутствием во внешней рекламе, в медиа, проводя активный подкуп избирателей за себя и свою партию. Затем Кивалов после взрыва гранаты во дворе своего дома заявил о снятии с выборов, но избирательная комиссия отказала ему в этом и была права. Даже в таких условиях за Кивалова проголосовало около 5% пришедших на выборы избирателей - и одиозный "пидрахуй" выступил в роли банального технического кандидата в пользу Саши Боровика, оттянув голоса и у Гурвица, и у Труханова. О его работе на Боровика косвенно свидетельствует сам факт прихода Боровика в Юридическую академию, а также регистрация доверенными лицами Боровика накануне голосования людей Кивалова - доцентов и студентов Юракадемии.

Остальных кандидатов не стоит даже упоминать, кроме, разве что, Дарта Вейдера. Участие персонажа из "Звездных войн" в выборах призвано извратить саму суть демократического волеизъявления граждан наличием откровенно фейковой "политической" фигуры, призвано превратить выборы в бессмысленную комедию и продемонстрировать некий протест против применяемой на выборах практики фальсификаций, использования админресурса и подкупа избирателей. Заодно, Дарт Вейдер выполняет роль технического кандидата, отвлекая голоса немногочисленной молодежи от действительно весомых кандидатов в мэры и партий.

comments powered by HyperComments